Костюм XVIII века 

Женский костюм второй половины XVIII века

Вторая половина XVIII столетия, начиная примерно с 1760 года, знаменуется спадом искусства рококо, заметной усталостью от чрезмерной декоративности стиля. Начало этого периода отмечено возвратом интереса к античному искусству, поисками прекрасного в безыскусной природе, обращением к простоте и скромности.

Если духовная сторона века отмечалась разноречивостью, то в области экономики Европа была единообразной.

Капитализм, начав свое бурное развитие в Англии, медленно, но верно завоевывал Европейский континент. Его первейшим завоеванием явился прогресс текстильной промышленности. Появление на рынках мира дешевых тканей — хлопчатобумажных, гладких, а затем узорных,— совершенствование ткацких станков и выпуск более дешевых шелковых и шерстяных тканей сделали свое дело: мода спускалась с привилегированного пьедестала, растекаясь по улицам городов.

Демократизм моды 18 века

Демократизм моды шел сверху из аристократических кругов Англии не альтруизма ради, а в поддержание престижа земельной аристократии, теснимой капиталистическим городом. «Милая простота» вкупе с интересом к природе, с данью науке — ботанике, которая благодаря открытиям Линнея стала модной в кругах аристократов, своеобразно проявлялась на практике. Документ, датированный февралем 1741 года в Лондоне, свидетельствует:

«Туалет герцогини Куинсбери понравился мне больше всех; он был из белого атласа с вышивкой: по подолу юбки — коричневые холмы, покрытые всеми видами полевых трав, а с каждого бока вышит коричневой синелью старый пень, доходящий почти до верха юбки — весь расщепленный и обвитый вьющимися настурциями, плющом, жимолостью, вьюнками, барвинком и всеми сортами ползучих цветов… которые покрывают всю юбку; обшлага были сделаны в виде узких зеленых берегов, покрытых разными полевыми травами, а рукава и остальная часть платья украшены были такими же вьющимися стеблями, как и юбка».

«Милая простота»

Удобство и прелесть «безыскусной сельской жизни», ее патриархальность и пуританская целомудренность нашли союзника в идеализированной временем античной простоте. Высокая идея обращения к простоте получила материальное подкрепление в виде тончайших хлопчатобумажных тканей (по весьма сходной цене) И с острова Альбиона отправилась в Европу, а затем и за океан английская мода. Это понятие будет всеобъемлющим и войдет в обиход как синоним удобства и практицизма, станет образцом изысканности искусства мужских портных, породит явления снобизма и дендизма (рис. 133). Все это будет несколько позднее, а пока… Англия первая ввела в обиход упрощенные формы одежды, легкие ткани, фрак, охотничьи сапоги, деревенские куртки и шляпы.

Примерно в 1780 году появилось свободное платье наподобие рубашки из белоснежной ткани с широким подвязанным шарфом (портрет Лопухиной Боровиковского, портреты Виже-Лебрен, английские портреты Рейнольдса, Лоуренса, Ромнея). Маленький корсет, а то и просто лиф незаметно стягивает стан, оставляя впечатление свободно надетого платья (рис. 134). Широкополые шляпы, повязанные под подбородком лентами, прикрывают распустившиеся локоны, хотя в портретах этого времени более всего отдается предпочтение непокрытой голове с романтической прической.

В большом ходу также английское платье с жестким корсажем и верхней робой, которая сильно скашивается назад уже в лифе и, ниспадая шлейфом, обнажает спереди юбку из другого цвета ткани (рис. 135). В этом платье объемные панье заменены первым в истории костюма турнюром — куском ткани (а затем подушечками), собранным в складки, повязанным сзади на линии талии. Узкие цилиндрические рукава заканчиваются манжетом. Такая форма по сравнению с костюмом стиля рококо была очень проста, демократична и целесообразна, что быстро сделало ее достоянием служанок и городского люда.

Украшение ткани

Изменилось и искусство украшения ткани. Обилие цветов и фруктов, китайские беседки сменились скромной простотой сельской флоры. Изображенные в маленьком масштабе элементы сельского труда и антуража (от грабель и лопат до соломенных шляп и свирелей) вытягиваются вертикальной линией. Такой декор получает название «стиль косички». Наряду с мягкими, разбеленными тонами употребляются контрастные полосы черного и красного, красного и белого, вялой зелени и розового — и гладкие, богатой фактуры, а также нежно-прозрачные муслины, кисея, батист, полотно. Наряду с французским платьем, продержавшимся во Франции вплоть до революции (платье со складкой Ватто), в обиходе уже встречаются наименования, свидетельствующие о некотором кризисе модных идей.

В 1778 году появляется так называемое польское платье (на турнюре) (рис. 136), в котором в противоположность французскому (рис. 137) преобладают нотки буржуазного начала. На юбку, доходящую до щиколотки, надето верхнее платье с очень узким остроконечным корсажем спереди, сзади задрапированное в три полотнища, называемые хвостом и крыльями. Рукава до локтя украшены оборкой из тафты, вырезанной зубчиками.

Французская мода 18 века

Борясь за падающий престиж французского двора, который даже в моде с середины XVIII века стал уступать Англии, королева Франции Мария Антуанетта при помощи своей портнихи Розы Бертэн разжигает страсти к нововведениям придворного туалета, начиная с ежедневного обновления форм чепцов и причесок и кончая новыми фасонами панье. Именем Розы Бертэн французская история костюма откроет список законодателей моды — кутюрье, ибо уже при жизни именитую портниху звали «министром мод».

Панье, которые в Англии уже заменились турнюрами, во Франции расширяются до гигантских размеров и принимают форму овала (рис. 138). Плоский длинный мыс спереди и сзади корсажа делает юбку приплюснутой. Огромные объемные плоскости юбок становятся предметом соревнования (в части их украшения) портных и декораторов; несмотря на то что ткани были преимущественно одноцветные, юбки тонут под огромным количеством украшений: оборок, цветочных гирлянд, кружев и драпировок — фалбала (ш. рис. 138). Зато верхняя часть — корсаж, рукава и грудь — делается необычайно миниатюрной. Парик с конца царствования Людовика XV стали украшать буклями, постижами (искусственными накладками) и длинными спускающимися локонами, а стараниями Марии Антуанетты, придворных и дипломатических дам он принял гигантские размеры. Дело кончилось тем, что размеры парика стали объектом необузданной фантазии придворных парикмахеров, к тому времени уже позабывших о славных традициях сдержанного вкуса первой четверти века,— на прическах сооружаются украшенияиз чучел фазанов, моделей кораблей, цветочных корзинок и даже миниатюрной сцены модного театрального спектакля. Газеты и журналы получили богатую пищу для карикатур и сатирических стихов, однако мода эта ушла только с закатом французской монархии. Россию эта мода миновала: Екатерина II запретила ее.

Обычно такие костюмы употребляются для создания гротескного, сатирического образа, а гиперболическая форма панье сама по себе уже карикатура.

В подражание античным костюмам линия талии с 1790 года повышается и фиксируется широким шарфом или кроем лифа. Большой вырез обязательно драпируется косынкой, прикрывающей большой бюст. Последнее вошло в моду под влиянием Руссо, утверждавшего необходимость самостоятельно вскармливать грудью своих младенцев.

Тканями века становятся мягкий бархат, шелковое сукно, тонкая шерсть, репс, атлас, хлопчатобумажные ткани, кисея, батист, муслин.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее