Театральный костюм 

Социальная характеристика костюма

Костюм артиста как характеристика времени

Костюм — самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они — климатические, социальные, национальные и эстетические — ярко выражены в многообразии костюмов.

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования классового общества костюм был средством выражения классовой принадлежности, внушительной преградой привилегий одного сословия перед другим. Так, являясь исторической справкой, костюм адресует к классу или группе данного общества. Чем сложнее структура общества, тем больше традиция, тем разнообразней одеяния.

Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим свое образное выражение в искусстве костюма.

Социальная характеристика костюма

Только в допетровской Руси могли быть созданы неповторимые и своеобразные одежды боярства. Богатство и спесь, чванливость и презрение к «работным» людям, размеренный и незыблемый уклад жизни создали свое понятие красоты костюма и облекли его в своеобразную форму. Так родились длинные шубы, подбитые мехом и крытые тяжелыми и негнущимися тканями, длинные, опускающиеся до пола рукава, высокие горлатные шапки. Стремление Петра приблизить Россию к европейскому уровню развития промышленности проявилось и в костюмных реформах. На смену неподвижной и неповоротливой одежде, символизировавшей отсталую Россию, пришел удобный и сравнительно простой европейский костюм.

Костюм русского купечества хранил до последнего дня своего существования традиции допетровской старины: длиннополую суконную одежду, подстриженные в скобку волосы. Купчихам, чтобы не смешались они с людьми дворянского звания, строго запрещалось носить кринолины, и они рядились в торчащие без помощи каркасов ткани: канаус, тафту; покрывались пестрыми «купеческими» шалями. Одно сословие от другого отделялось ощутимой стеной законодательства о ношении тех или иных тканей, о размерах и форме одежды.

История костюма начиная с европейского Средневековья по XIX век включительно полна указов и постановлений, ограничивающих не только количество одежды для того или иного сословия, но и длину подолов, длину и форму рукавов, глубину выреза платья (декольте). Стоимость тканей определяла своих потребителей. Платье из драгоценной венецианской парчи (XV—XVI вв.) в Италии разрешалось иметь дожам и их дочерям, тогда как знатным горожанкам полагались только парчовые рукава.

Не только характер ткани, но и рисунки имели свое социальное лицо. Шали были специальных рисунков: купеческие, дворянские, деревенские. Даже носовые платки разделялись по чинам и званиям: кружевной или тонкого батиста — дворянский, фуляровый и клетчатый — для чиновников, бумажный цветной — для мещан… Чем внимательней поиски социальной достоверности костюма, тем острее образ, тем выше культура спектакля.

Большие и малые события в мире, стране, направления в искусстве, литературные течения, отдельные произведения поэзии и прозы, научные открытия и технические совершенствования, прогресс транспорта — все это отражается на формах костюма, творит то, что мы называем модой.

Симон Боливар, борец за независимость стран Латинской Америки, образец отваги и смелости, вызывал восхищение передовых людей своего времени. Его имя стало необычайно популярным в странах Европы, ему подражали во всем, и даже его широкополая шляпа, какие носят и сейчас в странах Латинской Америки, украшала головы людей начала XIX века: «…надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар…»

Борьба женщин за равноправие и возможность образования прежде всего отразились в костюме. При слове «курсистка» сразу возникает облик женщины в мужской прямой блузе, простой юбке и шляпе-канотье (тоже мужской).

Костюм и технический прогресс

В конце XVIII века технический прогресс в текстильной промышленности привел к выпуску на рынок большого количества тончайших хлопчатобумажных тканей: кисеи, муслина, тарлатана и др. Светлая кисея становится модной тканью, без нее не обходится ни один гардероб молоденькой девицы, ее распространение настолько обширно, что уже сами барышни по названию ткани получают прозвище «кисейных».

60-е и 70-е годы XX века, отмеченные печатью космической эры, вдохновили моду на целую систему «простейших одежд». А новые ткани и материалы в 1972 году подтолкнули модельеров на создание курток, которые потомство, несомненно, рас-ценит как дань ракетному веку: простеганные, как аналоги скафандров, из блестящей ткани, тугие, на поролоне, они изобилуют застежками-«молниями» (даже на локтях) и сверкают металлом «фурнитурных конструкций». Мы не замечаем одежду потому, что она часть нас самих, но именно поэтому она больше всего нас характеризует, именно поэтому в ней отражается каждое событие, участником или современником которого мы сами являемся.

Технический прогресс ускоряет бег моды, и каждый небольшой отрезок времени рисуется нам одетым в свой костюм. Если до XIX века мы отсчитываем периоды смены мод по векам, то сейчас такие периоды измеряются годами и месяцами.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее