Русский костюм XVI—XVII веков. Служилая одежда
В начале XVII века понадобилось сменить служилое придворное платье на форму для новой почетной царской охраны, постановили «одеть РЫНДОВ» в подобающее платье, ив 1613 году были «покупаны в городских рядах различные предметы этого наряда. Шапки песцовые белые, камка белая на кафтаны, серебро волоченое на нашивки к кафтанам и завязки к ферезеям. Белая меши- на на сапоги, горностайная опушка на терлики, кошачьи исподы под песцовые шапки, шелк белый на завязки к рындиным ферезеям».
В 1640 году в казне хранились «платья РЫНДОВЫ — четыре шубы горноставы под камкою белого, четыре терлика камчаты белы, камка индийска… четыре кушака кизилбашских полосы золоты с шелки розовых цветов. Четыре шапки рысьих, четыре песцовых белых. Десятеры сапоги сафьянные белы… »
Фантастически красивые, полные экзотики, одеяния рынд, при топорах и алебардах, с золотыми цепями на груди, представляли более чем внушительное обрамление царского места.
Упомянутый ТЕРЛИК, носимый при Иване Грозном, походил на одеяние иранцев — кафтан однобортный с короткими рукавами. В свадебных обрядах в терликах золотых на соболях и в шапках черных лисьих шествовали перед невестою свечники, коровайники и фонарники, люди стольничьего чина, как было на свадьбе царя Михаила Федоровича в 1626 году».
Таким образом, строго разграниченные по названию, одежды отличались друг от друга масштабом, тканью, подкладками, нашивками и пуговицами. Эстетическое познавалось в украшении. Многослойность одежды в 80-х годах XVII века является главным критерием понятия КРАСИВОГО.
Перемена платья — особый ритуал. Пере-мены платья как во время обедов, приемов, так и во время передвижения составляли особый ритуал. «В 1677 году Июня 15, совершая богомолье, в Новодевичьем монастыре был царь Федор Алексеевич в “ферезее объярь золотная по рудожелтой земле травы золоты и серебряны. Кафтан ездовой объярь середряна с золотыми травами, зипун тафта бела; шапка бела червчат с запаны. В том он шел до земляного города, а у земляного города царь- государь переменял ферезею золотную и надел ферезею объярь бела струя серебряна, в которой и шел полем до монастыря, а у монастыря снова надел золотую ферезею и в том платье слушал вечерню”».
В описаниях одежд, подаваемых на выезд Алексея Михайловича в 1653 году к смотру его войск не Девичье Поле, опись платьев, которые ему пожаловали, характеризует пристрастия и привязанности в искусстве одеваться того времени.
Б. Кустодиев. Продавец шаров. 1915 г.
«ЗИПУНЫ:Объярь серебряна травки золоты.Тоже объярь травы разных цветов пуло- вицы обнизаны жемчугом Камка Кизылбаш- ская золотная травы серебряны — пуговицы те же и того 10 зипунов и все разные.
К зипуну подавали ОБНИЗЬ — стоячий воротник.
БОЛЬШАЯ — бархат червчат двоеморх, обнизано жемчугом болыни Гурмыцким с изумруды, морхи обнизаны скатным жемчугом мелким.
Бархат рудожелт двоеморх с лазоревыми яхонты, обнизано жемчугом большим Гур- мыцким зерны… »
Всего шесть разных воротников.
На зипун одевалась чуга —род военного мундира:
«Без ожерелья — воротник у зипуна бархат червчат двоеморх с орлами подпушка объярь по серебряной земле травы золотые; круживо кованое серебряное широкое, три пуговицы золотые с каменьями, нашивка, в четырех местах жемчуг с каменьем яхонты червчаты, лалы изумруда. Перевязь — цепь алмазная с амагильго золотой. Пояс большой тесьма серебряна. При нем нож булатный черек раковинный насечен золотом, ножны оправлены золотом с каменьями».
И так 15 одежд из разных тканей с дорогим убранством…
«ФЕРЕЗИ ездовые — зуфь бела подпушка участок золотой. Образцы низаны жемчугом с каменьями по черному бархату, завязки и кисти золотные ворворки большой жемчуг-
Числом 13.
ШТАНЫ. Камка кизылбашская по мелинной земле.
Камка кизылыбашская по брусничной земле полосы золоты и серебряны с шолки.
ШАПКА. Бархат червчат двоеморкол со-болий обнизана вся жемчугом с эапаною.
Она же с крестом алмазным.
И так далее число 12.
РУКАВИЦЫ. Ролдужные запястье шито золотом по червчатому атласу. Перщатые с бахромами (с пальцами)
И т.д. число 7.
ОБУВЬ ИЧЕТЫГИ и башмаки сафьян желт новы.
ПОДВЯЗКИ тесьмы золото с серебром пряжи и наконечники серебряны золочены с чернью гладкие».
Таков — перечень переодевания царя во время двухдневного смотра войск. Если взять современный чемодан поклонницы (или поклонника) моды и перечислить с таким усердием, то в числе одеяний вряд ли окажется большой разрыв.
Даже у современников российского царя — его «коллег» по европейским престолам перечень сундуков, попавших во вражеские руки во время сражений, не будет отличаться чем-либо существенным.
В средневековой Руси монастырский быт и церковное богослужение тесным образом переплелись с светской жизнью. И последняя в своей организации — как бытовой, так и (главным образом) внешней — использовала опыт церковного декоративного воздействия на зрителя как средство завоевания авторитарного превосходства. Ослепительное богатство церковного ритуала, блестящего золотом, серебром и драгоценными камнями, было целиком перенесено в мирскую жизнь, усилено и умножено в возможностях царедворцев. Таинство церковных обрядов переместилось в иерархию выходов, в многоступенчатость любого мирского действа, а светская власть уподоблялась Божественной. Ритуал обрастал драгоценной оболочкой, личность царя возвышалась и огораживалась, торжественность декорации поднималась до литургического звучания. А национальное свойство ума, направленное к украшению любого предмета, не мыслящее себе жизни без узорочья, способствовало возведению здания декоративности как мощного источника эстетического наслаждения.
Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»