Монетное дело 

Монеты времен Владимира Великого

Одними из первых монет киевской чеканки были златники Владимира Святославича. Композиционно они приближены к византийскимсолидам императоров Василия II и Константина VIII (976—1025). Известны 11 златников этого правителя делящиеся на два основных типа, которые различаются легендами аверсов монет.

На первом вмещена надпись “Владимир на столе”, на втором — “Владимир, а сие его злато”. Середину монетного поля аверса занимает поясное изображение князя, увенчанного венцом, со скипетром, который завершает крест в правой руке. Над левым плечом Владимира вмещен родовой знак собственности рода Рюриковичев — трезубец. На протяжении последних двух веков исследователи неоднократно делали попытку расшифровать его значение, выдвигая при этом десятки самых разнообразных предположений, однако ни одно из них не является полностью убедительным. Реверс монет обоих типов одинаков — изображение Христа-Пантократора, вокруг которого круговая легенда, которая подает полное имя Иисуса Христа. Редкость златников, небольшое количество штемпелей, которые использовались для их чеканки, свидетельствует о коротком периоде этой эмиссии. Причинами для ее осуществления мог быть брак князя Владимира с византийской принцессой Анной и крещения Руси в 988 г. Золотые монеты киевской чеканки весом около 4,0—4,4 г изготовлялось из высокопробного золота (916—958 пробы) и метрологически отвечали византийскими солидам. Это дало основания допустить, что последние использовались в качестве сырье для производства златников. На рынке обе группы монет функционировали параллельно, о чем свидетельствует содержимое монетных сокровищ, в каких златники записанные вместе с солидами конца X — начала XI ст.

Киевская Русь. Златник Владимира (980—1015)

Киевская Русь. Златник Владимира (980—1015)

Одновременно с чеканкой златников на киевском монетном дворе началось изготовление сребреников. Большинство штемпелей для первой эмиссии сребреников выполнено мастерами, которые изготовляли штемпели златников. Применив метод сравнительного анализа штемпельных изображений и иконографии написания букв легенд, это убедительно довел И. Спасский. В отличие от золотых монет, при изготовлении сребрениковиспользовался разный за содержимым серебра монетный сплав. При этом высококачественных экземпляров (875—800-й пробы) было гораздо меньше, чем низкопробных (500—300-й пробы), а часть монет была отчеканена из меди и содержала лишь незначительную часть серебра. Это объясняется отсутствием собственной сырьевой базы и уменьшением поступления арабского монетного серебра. Купцы, которые безошибочно определяли качество монет, более качественные из них использовали при осуществлении международных платежей, а низкопробные сребреникиоставались на местном денежном рынке. Именно поэтому среди монет, обнаруженных за пределами Киевской Руси, преобладают монеты высокого качества. Сравнив штемпельные разновидности сребреников, И. Спаский доказал, что после короткого периода чеканки златников эмиссия серебряной монеты продолжалась, причем масштабы ее были достаточно значительными. Об этом свидетельствует участие в изготовлении штемпелей резчиков, которые еще не имели надлежащего опыта. Привлеченные к работе мастера были русскими, что доводит использование ими не византийской скульптурной методики, а графической, которая применялась при изготовлении привычных для местного населения арабских дирхемов. Она стала определяющей и при выполнении композиции русских монет.

Следующие типы сребреников Владимира (всего исследователи выделяют четыре основных типа серебряных монет этого правителя) характеризуются отличиями изображений и легенд аверса и реверса. Для монет II—IV типов свойственная новая схема изображений. На их реверсе бюст Христа-Пантократора заменено изображением княжеского родового знака собственности — трезубца. Значительные изменения пережила также легенда обоих боков монеты, которая стала целостной: “Владимиръ на столе”, “а сие его серебро”. Для киевских монетных мастеров отказ от изображения Христа-Пантократора и унификация текста легенды означали отход от византийских монетных образцов и формирование собственных стандартов оформления монет. В дальнейшем при создании новых типов монет Владимира Великого и его преемников применялась лишь данная схема.

На сребрениках Владимира Великоговторого типа резчики монетных штемпелей внедрили ряд новых элементов: увеличили изображение князя, вокруг его головы вместили нимб, ввели кольчугу к одежде правителя, обязательным элементом аверса стало изображение престола, на котором сидит правитель. Основной элемент реверса — трезубец—повторяет княжеский знак, вмещенный на златниках и сребрениках первого типа, однако его детали являются более выразительными. Характерным для этого типа есть применение двойного точечного обрамления покраях поля монеты. Упорядоченно такжепорядок наложения легенды, которая всегдачитается от центра монеты слева направо (на аверсе — от нижнего конца скипетра, на реверсе — от основы трезубца). СребреникиВладимира Великого второго типа, как и их предшественники, выпускались из серебра разного качества. При этом большинство из них имеет незначительную часть этого драгоценного металла. Разными являются и весовые показатели монет: от 2,4 до 3,2 г. Установить хронологические рамки этой эмиссии достаточно трудно. И. Спаский допустил, что сребреникиэтого типаотчеканенные в первом пятнадцатилетии XI ст. Ареал их распространения охватывал территорию Среднего Поднипровъя, который был предопределен низким качеством этих монет. Их присутствие зарегистрировано лишь в двух иностранных сокровищах — на территории Польши и Германии, но обнаруженные там экземпляры были высокопробными и полностоимостными.

Киевская Русь. Сребренник Владимира. (980—1015)

Киевская Русь. Сребренник Владимира. (980—1015)

Характерными признаками третьего типа сребреников Владимира Великого, который существенно отличается от предыдущего, является детальное отчеканивание на их аверсе деталей княжеского престола, отсутствие нимба над головой правителя, склоненное вправо изображение скипетра, который князь держит обеими руками, а также правильное и полное написание легенды “Владимиръ на столе”, “а сие его серебро”. Усложняется изображение трезубца: оно прочеканивается двойным контуром, становится более закругленным. Как и монеты двух предыдущих типов, сребреники третьего типа были преимущественно низкопробными, а их весовые показатели колеблются от 2,6 до 3,2 г. Незначительное количество находок сокровищ ссребреникамитретьего типа не дает возможность даже приблизительно установить дату их чеканки. Вероятно, это могло быть начало XI ст.

СребреникиВладимира Святославича четвертого типа отличаются от других типов правильностью и совершенством выполнения рисунка и легенд. Вместо верхней части фигуры правителя, на них изображен князь, который сидит на престоле. Престол имеет вид широкого кресла с невысокой спинкой, на его сидении длинная подушка, а внизу — стул для ног. Детально прочеканены черты лица правителя, элементы его одежды. Вокруг головы князя опять появляется нимб. Значительное внимание резчики штемпелей уделили и выполнению изображений и легенд реверса. Особенно детально проработан вид княжеского знака — трезубца, который характеризуется пропорциональностью и соразмерностью отдельных частей. Монеты этого типа изготовлялись в конце господства Владимира, а их качество не отличалось от предыдущих эмиссий. Нет существенных изменений и в весовых параметрах, которые колеблются в рамках от 2,4 до 3,4 г.

Анализ монетного материала дал основания И. Спаскому выдвинуть предположение о существовании в Киеве трех монетарень. В каждой из них работал опытный резчик штемпелей, которому помогало несколько помощников. Придерживаясь общей схемы монетных изображений и легенд, каждый мастер проявлял свою индивидуальность, которая определялась уровнем его мастерства и образованности. Чеканка сребреников велась спорадически, в зависимости от потребностей княжеского двора или денежного рынка.

Статья написана по материалам книги Романа Шуста «Нумізматика. Історія грошового обігу та монетної справи в Україні». Киев, 2007 г.

Читать далее