Театральный костюм 

Костюм артиста — проявление стиля эпохи

Костюм — это форма, соответственно «вылепленная» тканью и придающая фигуре те или иные очертания. Очертания, или силуэт, видоизменяются в зависимости от стиля, художественной характеристики целой эпохи, или от моды, как кратковременного изменения в границах стиля (рис. 3).

Так, например, западноевропейское искусство XVI века — барокко, стиль придворного абсолютизма, стиль торжественный и высокопарный,— создает и соответствующий этим понятиям костюм. В архитектуре стиль барокко выявлен в преувеличенных формах и пропорциях сооружений, в излишней декорации фасадов дворцов с бесконечными анфиладами комнат и богато убранными залами, в создании площадей с величественными лестницами, памятниками и грандиозными фонтанами.

Как же в костюме воплощаются черты стиля? С полотен живописцев этой эпохи смотрят напыщенные вельможи в торжественных официальных позах, пешие и конные, в тяжелых париках и развевающихся мантиях. Массивные кафтаны мужчин отягощены обилием вышивки и позолоты. Богатая перевязь для шпаги, чулки с ажурными стрелками и башмаки на толстых красных каблуках, парик с ниспадающими по плечам и спине локонами. Эпитеты — придворный, торжественный, величественный, грандиозный,— характеризующие стиль барокко в архитектуре, живописи, скульптуре, становятся правомерными и для костюма.

Таким образом, стиль — это единство художественных признаков всех видов искусств (обусловленное единством идейного содержания), характерных для данной эпохи. Выражение «выдержать спектакль в одном стиле» означает, что данный спектакль во всем своем многообразии — в игре актера, в декорациях, костюме, режиссерской трактовке — един по своему художественному решению.

«…Кроме общеизвестных свойств у классических произведений существует еще одно качество: каждая эпоха находит в них свои жизненно важные интересы… » — пишет Г. Козинцев.

Костюм артиста как выражение стиля спектакля

Во имя чего ставится сегодня пьеса, и есть то новое, что в каждое последующее время привносят на сцену художники театра, обращаясь к классическим, давно созданным произведениям.

Рис.3

«…Наступает момент, когда режиссер как бы внезапно обнаруживает, что им найдено решение спектакля, и с этого момента он уже будет обладать ключом к каждой детали. Найденный стиль подскажет, как актерам следует ходить, как им сидеть, говорить ли романтично-приподнято или бытово-приземленно. Этот же стиль подскажет, должны ли декорации быть простыми или утонченными, должна ли обстановка быть подлинной или весело нарисованной на заднике; должны ли костюмы сочетаться в резких цветовых контрастах или быть однотипными?..» .

Стилевые признаки, в ключе которых решается спектакль, определяются прежде всего мерой их необходимости для выявления жанра драматургического произведения и выявления его сущности. К какому историческому периоду ни относилось бы драматургическое действие, искусство художника и режиссера состоит в творческом преобразовании истории, ее количественного и качественного начала, дабы сущность и смысл происходящего были наиболее выразительно поданы.

«…Разговор идет не о “правильном” или “ошибочном” прочтении Шекспира,— пишет Козинцев,— а о возможности каждому художнику найти свое в шекспировском искусстве… В мейнингенском театре бутафория “Юлия Цезаря” изготовлялась согласно данным раскопок: правду поэзии пробовали подменить точностью археологии. Заботясь о кирасе, забывали о сердце. И оно переставало биться…»

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее