Духовые деревянные 

Кена

Кена (Quena) – один из древнейших духовых инструментов, который был изобретен человеком в доисторическую эпоху.

 Согласно классификации музыкальных инструментов, кена – это продольная флейта без свисткового устройства, открытая с двух сторон и имеющая семь игровых отверстий, одно из которых расположено на противоположенной стороне. Наибольшее распространение Кена имеет в Перу, собственно там она и была изобретена. Однако в последнее время кена заслужено обретает популярность и во многих других странах.

 Идеальным материалом для изготовления кены является тростник. Но также можно встретить кены, сделанные из тыквы, из кости ламы или из пеликана, из металла, из дерева, из глины, из камня, из пластика и даже из человеческой большой берцовой кости (конечно, в настоящее время из человеческих костей кены не делают, но находят во время археологических раскопок).

 Чем же объясняется такое многообразие материалов, из которых древние люди делали кену? Безусловно, тот факт, что все эти материалы были трубчатые, сыграл большую роль, но не основную. У древнего человека было не так много свободного времени, что бы экспериментировать с материалами для музыкального инструмента. Да и кена по большому счету была инструментом совсем не музыкальным. Окружающий мир для древнего человека был загадочен. Он был для него и прекрасен и ужасен одновременно.

 Это мы сейчас можем объяснить многие природные явления, лечить многие болезни. Древние люди зависели от милости природы намного сильнее. Заметив, что трубка из тростника позволяет извлекать звуки, похожие на звуки природы, например на свист ветра, или крики птиц и животных, человек решил, что с её помощью он может общаться с природой. С помощью кены из тростника земледельцы просили хорошего урожая, охотники использовали для своих ритуалов кену из кости ламы.

Кена

 Кена стала для человека чем-то магическим, предметом культа. Таким образом, материал, из которого изготавливался инструмент, выбирался исходя из его назначения. Кена сопровождала древних людей во время работы и на отдыхе, во время празднований и погребений, она стала связующим звеном между человеком и природой.

 Кена проста и совершенна! Её устройство практически не менялось. Любое усовершенствование её просто испортит.

 В наше время кена вне всякого сомнения является важнейшим духовым инструментом музыкального фольклора Анд. Она до сих пор используется в своей самой древней эпостасии, в религиозных актах, в повседневной жизни и имеет огромное социально значение. Второй сектор применения кены – это сольный инструмент в креольских и эстрадных коллективах, а также в симфонических оркестрах. Третий, и, наверное, самый многочисленный сектор, это любительский, не профессиональный сектор, любительские музыкальные коллективы.

Источник: vashi-mysli.narod.ru

Читать далее