Театральный костюм 

Источники воссоздания исторического костюма

Работа над историческим костюмом огромна по диапазону, так как включает костюм сословий, чиновников, костюмы военных и духовенства, служащих и мастерового люда. И сложна эта работа потому, что время действия далеко от нас, его приходится воссоздавать, пользуясь «мертвым» материалом. Дело «оживления» целиком лежит на художнике, режиссере и актере.

Это большой и сложный творческий процесс, требующий глубокого изучения любого косвенно или прямо относящегося к данному событию или персонажу материала. Нужно, очевидно, исчерпать все источники по данному разделу или теме, чтобы, как это делает археолог, восстановить по остаткам развалин облик всего здания. Очень убедителен приводимый ниже отрывок из воспоминаний режиссера Эйзенштейна о работе над фильмом «Александр Невский».

«…А как ходили в XII веке? Как произносили, как кушали, как стояли? Неужели застилизовать экран под обаятельные горельефы бронзовых ворот Софийского собора и даже несколько более молодой Кенигсбергской летописи? Как “расправиться” с костюмами, невольно диктующими “иконописный” жест новгородского письма? Где прощупать живое общение с этими далекими и вместе с тем близкими людьми? Смотришь со стен башен на тот же пейзаж, на который глядели они, и стараешься проникнуть в тайну их ушедших глаз. Стараешься уловить ритм их движения через осязание тех редких сохранившихся вещей, что прошли через их руки: два позеленевших носатых сапога, извлеченных с топкого дна Волхова, какой-то сосуд, какое-то нагрудное украшение… Пытаешься вшагаться в их походку по деревянной мостовой, покрывавшей улицы Господина Великого Новгорода, или по слою дробленых звериных костей, чем была утрамбована Вечевая площадь» .

Иконография как источник исторического костюма

Наиболее близкий театру материал, с которого надо начинать работу по историческому костюму,— портрет, гравюра, рисунок. В портрете, помимо эпохи, выраженной модным костюмом, всегда имеются черты индивидуальности, психологизма, бытовые подробности. Чем будничней портрет, тем лучше: парадные всегда суше, условнее, скрытнее. Модные картинки — материал всегда опасный. Для пользования ими нужна подготовка к изучению подлинного материала. Модная картинка условна, она лишена индивидуальности, она утрирована в угоду «модной линии». Часто модные картинки остаются нереализованными, ибо не всегда модное предложение приемлемо и удовлетворительно. Пользование ими тогда плодотворно, когда есть уже знание эпохи, быта, подлинного иллюстративного материала. Картинка — это только тема, намек, схема, по которой художник лепит костюм — образ.

Работа над историческим костюмом требует особой тщательности и длительности, пока костюм не станет органичным для актера. Народный артист СССР Николай Черкасов — замечательный мастер перевоплощения, исполнитель таких ролей, как Дон Кихот, профессор Полежаев, естествоиспытатель Паганель,— пишет о своей кропотливой работе над обликом Александра Невского: «…Первые пробы оказались малоудачными. Внешний облик Александра Невского, его грим долго мне не давался. Наконец он был найден и определен и, надо сказать, при ближайшей помощи С. М. Эйзенштейна. Он удивлял своим вниманием к второстепенным, казалось бы, мелочам, которые при съемках крупным планом приобретали большое значение. Он достал в Эрмитаже подлинное вооружение XII века и внимательно следил за изготовлением моих доспехов; при ответственных же съемках он всегда навещал меня в костюмерной. Помнится, как, окруженный портными и костюмерами, он свыше часа прилаживал на мне какую-то деталь костюма, так что у меня стали подкашиваться ноги, тогда как он весело, с шутками, настойчиво продолжал добиваться наибольшей выразительности моего одеяния…» .

Все, о чем рассказано выше, является подготовительной работой перед практическим осуществлением костюма.

Каковы же средства воплощения эскиза в костюм? На этом пути также встречаются большие трудности, а порой и неудачи. Правильно решенный во всех отношениях эскиз составляет половину работы над костюмом; только умелое претворение эскиза в жизнь обеспечит настоящее «рождение» костюма для сцены.

Источник: Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

Читать далее