Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква Т

ТАБАРО — плащ, носили в Италии в XVIII веке.

ТАППЕРТ (плащ, гупелянд) — верхняя одежда с рукавами, полы которой находят одна на другую или сделаны встык, на подкладке или без нее.

ТАРЛАТАН (от фр. tarlatane) — легкая хлопчатобумажная (или полушелковая) газовая материя (для дамского и детского платья).

ТАФТА — материя, тканная полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одноцветная. Предназначалась для женской одежды.

ТИАРА — узковерхий головной убор из парчи, богато декорированный; часть облачения высшего духовенства католической церкви.

ТОГА — мужская одежда античного Рима, которую позволялось носить только свободным гражданам. Представляла собой кусок ткани эллипсовидной формы, сложенной вдвое и окутывающей фигуру согласно жесткому регламенту укладывания складок.

ТОК — шляпка с маленькими полями, украшенная пером и драгоценностями.

ТРЕН — часть юбки или платья, особо подкроенная. Длина трена значительно превышала длину всего платья, поэтому часть его лежала на полу.

ТУНИКА — мужская и женская одежда античного Рима (соответствует греческому хитону). Туника имела рубашечный покрой, сначала была короткой, затем удлиняется до колен и ниже. Первоначально не имела рукавов, позднее делается с рукавами до локтей. Когда длина достигла колен, ее начали подпоясывать.

ТУРНЮР — фасон дамского платья с выпуклым возвышением под задней частью юбки ниже талии (подкладные подушки).

ТАБАКЕРКА – коробочка для хранения нюхательного табака. В 18 в., кроме курения табака, появилась другая пагубная привычка, считавшаяся, однако, более элегантной: нюхание табака. Произошло это, главным образом, благодаря английской королеве Виктории и ее супругу, которым, вероятно, не нравился табачный дым. Привычка нюхать табак быстро распространилась по Европе, и для хранения нюхательного табака потребовалась какая-нибудь очаровательная вещица – так появилась табакерка, и мгновенно стала не только модным предметом обихода, но и прекрасным подарком.

Их изготавливали из драгоценных материалов: из золота с бриллиантами и иными драгоценными камнями – и из папье-маше, из черепахового панциря – и из бересты, из галюша (акульей кожи) и из стали, из серебра и слоновой кости, из патинированной бронзы и из фарфора.

При изготовлении серебряных табакерок использовали различные приемы украшений: чеканный и гравированный орнамент, чернь, позолоту, появились серебряные табакерки, на которых были искусно скомпонованы виды городов.

В России на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г., выпускались великолепные фарфоровые табакерки. Они были в виде раковин, плодов, корзинок, коробочек разной формы, флаконов в подражание китайским образцам. С 1753 г. завод начинает изготавливать табакерки, имеющие форму пакета с сургучной печатью и каллиграфической или факсимильной надписью.

На рубеже 18-19 вв. мода нюхать табак уходит, и вместе с ней уходят из обихода очаровательные маленькие вещицы – табакерки, с этого времени они становятся предметом для коллекционирования.

ТАБАРД (фр.) – в 13-15 вв/ короткий плащ с расширяющимися, несшитыми по боковому шву рукавами. Костюм герольда, пажа.

ТАБАРРО (ит.) – в 15 в. мужская выходная одежда для торжественных случаев.

ТАБЛИЕ (фр.)-первоначально большая салфетка, которой прикрывалось дамское платье за столом во время еды. Позднее – декоративный платок, золотая или серебряная сетка. В 17 в. так называли фартук – богато декорированный съемный перед, который прикалывался булавками к юбке.

ТАКЫЯ – традиционный девичий головной убор в виде круглой шапочки, покрытой монетами, у народов Средней Азии и Поволжья.

ТАЛАРИС (лат.) – в 8 – 5 вв. до н.э. в Древнем Риме туника с длинными узкими рукавами.

ТАЛЬМА – женская длинная накидка без рукавов. Названа по имени французского актера Тальма (1763-1826).

ТАМЕИН – женская одежда типа лонджи у бирманцев.

ТАПА (полинез.) – ткань, которую изготавливает местное население Океании, Индонезии и некоторых других стран, из луба (внутренней части древесной коры); обычно она раскрашена и разрисована.

ТАППЕРТ (нем.) – в конце 14 – начале 15 вв. мужская верхняя одежда с длинными рукавами. Рукава с буфами и разрезами на локтях заканчиваются манжетами.

ТАРЛАТАН (фр.) – тонкая редкая кисея.

ТАРТАН – традиционный шотландский клетчатый рисунок из перекрещивающихся узких и широких разноцветных полос; у каждого клана свой тартан. Так же называется отландский плед и ткань (шерстяная, шелковая или др.) с рисунком типа тартан.

ТАТУИРОВКА (полинез.) – нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится механическим путем: накалыванием – с помощью иглообразных инструментов, по которым ударяют молоточком; прошиванием кожи иголкой с окрашенной нитью, которую потом выдергивают; рубцеванием – надрезая кожу и растравляя раны, клеймованием и др.

Татуировка восходит к древнейшим обычаям испытания выносливости при процедурах посвящения, инициации, когда юношество вступает в зрелый возраст и нуждается более обычного в союзе с божествами; она применялась в качестве магической защиты от злых духов; во времена зарождения христианства благочестивые верующие выводили на теле знаки распятия (обычай долго сохранялся в Палестине), Жители Фиджи и эскимосы верят, что татуировка открывает человеку доступ в царство блаженных после смерти.

Призванная к жизни религиозными требованиями, она стала служить целям эстетическим и утилитарным, превратившись из обязанности в моду и форму орнаментировки тела. Уже в древние времена представление о красоте человека стало ассоциироваться с татуировкой, подобно тому, как ассоциировалась она потом с одеждой и косметикой. Знаки татуировки стали указателями касты.пола, сословия, меры длины; с ее помощью стали делать географические карты для обучения юношества (Новая Зеландия), Ею пользовались как средством переписки. С течением времени, однако, эстетические воззрения изменились, и татуировка стала внушать отвращение. Ею пользовались, чтобы клеймить позором преступников. Примеряясь к эстетическим вкусам последующих эпох, татуировка дожила до наших дней. В художественном отношении самым совершенным способом татуировки является накалывание, и более всего в этом преуспела Япония, Татуировка там носит печать такой же высокой художественности, как и японская живопись. Это искусство достигло высокой степени у новозеландцев, у жителей Формозы. В зарубежных странах открыты специальные салоны, где татуируют желающих. В последнее время появились такие салоны и в России,

ТАФТА (фр. < перс.) – гладкая плотная тонкая глянцевитая ткань полотняного переплетения из хлопчатобумажной пряжи или искусственного шелка. В старину так называли гладкую тонкую шелковую ткань. Используется для шитья женских платьев и мужских рубашек.

ТАФЬЯ (тюрк.) – старинный мужской головной убор в виде маленькой, богато украшенной шапочки, похожей на круглую тюбетейку. На Руси существовала со времен татарского ига; в 16 в. ее не снимали даже в церкви. Поверх нее часто надевали клобук.

ТАХЬЯ, ТАХЯ – традиционный туркменский головной убор – тюбетейка, у девушек-с серебряными украшениями, вышитая.

ТЕБЕТЕИ – традиционная деталь киргизского мужского национального костюма, распространенный зимний головной убор: с плоской четырехклинной тульей, из бархата или сукна, с отделкой по краю из лисьего меха или из куницы.

ТЕЛПЕК, ТЕЛЬПЕК – традиционный мужской головной убор у народов Средней Азии: высокая барашковая шапка с длинными мягкими завитками, под которую надевалась тюбетейка (тахя).

ТЕМПЛЕТЫ (фр,) – в 13 – 15 вв. круглые щитки на обруче, модном головном женском украшении, который надевался поверх платков.

ТЕРЛИК – в 15 – 17 вв. в Московской Руси кафтан, подобный польскому, но с нагрудником, застегивающимся на правой стороне груди и правом плече, который носили рынды.

ТЕСЬМА- полоска ткани для каймы. В 19 в. большой популярностью пользовалась тесьма, которой отделывали декольте и юбки. Часто делается с различными орнаментами.

ТИК (голл.) – плотная хлопчатобумажная и льняная ткань с широкими цветными продольными полосами. Используется в качестве чехольной ткани.

ТИРЧИ – один из вариантов традиционной мужской одежды в Албании: узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка. Распространилась в 19 в. (кроме юга), сохраняется в горных районах.

ТОГА

ТОГА (лат.) – в Древнем Риме верхняя одежда, имеющая форму полукружия или эллипса, создавалась с помощью ряда сложных драпировок; принадлежность свободного римлянина.

ТОК (фр.) – небольшая шляпа с высокой тульей, первоначально мужская. Во Франции появилась в 15 в., в Италии – в 16 в, Элемент мужского и женского костюма второй половины 16 в. С 19 в. это уже невысокая округлая женская шляпа без полей из фетра или не слишком пушистого меха, в таком виде сохранилась и по сей день.

ТОЛСТОВКА – широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Мода на нее держалась до 30-х гг. 20 в.

ТОПИ – традиционная мужская шапочка у народов Индии и Непала.

ТОРБАСЫ – сапоги из шкур, обычно оленьих, у народов Севера и Сибири; женские – до колен, мужские – короче.

ТОРКИС (лат.) – в 3 в. золотое ожерелье, украшение галлов.

ТРАНСАДО (исп.) – в 17 в. женский головной убор: маленькая повязка, переходящая в футляр для косы, крест-накрест перевязанный узкой черной лентой.

ТРЕНЧКОТ (англ.) – мужское пальто с глухой застежкой, отложным воротником, полуприталенное, со шлицей на спинке. Вошло в моду в начале 60-х гг. 20 в. Так же называли короткий макинтош военного образца с поясом.

ТРЕССУАР (фр.) – в 12 в. мужской головной убор в виде парчовой ленты, украшенной драгоценностями; носили вокруг головы.

ТРЕУГОЛКА – шляпа с полями, сдавленными в трех углах, – деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик, обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили подмышкой, В период рококо ее стали носить и женщины. В 17-18 вв. – часть униформы. В конце 18 в. ее сменила двууголка.

ТРЕУХ – теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка, зачастую с узкой четвертой лопастью – козырьком, прикрывающим лоб; малахай.

ТРИКОТАЖ (фр.) -машинная вязаная ткань; изделия из такой ткани.

ТРИЛБИ, ТРИЛЬБИ – мужская мягкая шляпа с вмятиной на тулье. Названа по имени героини одноименного романа Дж. Дю Морье (1834 – 1896).

ТРОМБЛОН (фр.) -мужская высокая конусообразная шляпа 30-х гг. 19 в. с узкими, отогнутыми с боков полями. К 40-м гг, она появляется в форме цилиндра.

ТРОСТЬ – уже давно является предметом украшения, модным аксессуаром (не говоря уже о практическом значении), В конце 5 в. до н.э. Геродот описывает вавилонскую трость с декоративной ручкой. В конце 18 в. на трость, доселе бывшую в безраздельной власти мужчин, обратили внимание и дамы, и во Франции появились декоративные дамские тросточки, как модный дамский аксессуар.

ТРУВИЛЬ (фр.) – плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, прочная, несколько жесткая на ощупь. Используется, в основном, для шитья мужских рубашек.

ТРУНЦАЛ – в 15 в. на Руси золотая и серебряная канитель, витушка.

ТРУСС (фр.) – в 16 в. толстые стеганые о-де-шосс.

Т-СИЛУЭТ – заимствован из народной одежды простого, примитивного покроя типа просторной русской рубахи.

ТУЖУРКА (от фр. “всегда, по-прежнему”) – из будничной домашней одежды барынь, как определил ее Даль, превратилась в простую повседневную курточку.

ТУЛУП – длинная, мехом внутрь, шуба халатного покроя без перехвата в талии, обычно с большим воротником и не крытая сукном. Тулупчик – шубка короткая и с небольшим воротом.

ТУНИКА (лат.) – римская нижняя одежда, сшитая на плечах и опоясанная. В настоящее время так называют прямую, неразъемную спереди одежду, чаще всего без воротника, с рукавами или без них, с одним или двумя боковыми разрезами. Длина разная, но всегда ниже линии бедер.

Туника интериоре – вторая, короткая (выше колен) туника, которую носили молодые римлянки.

Туника текта – узкая и длинная одежда, надеваемая римлянками в день совершеннолетия и в день свадьбы.

ТУПЕ (фр., букв. “пучок волос”) – элемент мужской и женской прически, распространившейся во второй половине 18 в,: высоко поднятые надо лбом волосы, на подкладке; накладные волосы, главным образом у мужчин.

Тупейный художник – крепостной парикмахер в России.

ТУРЕ (фр.) – в 13 – 14 вв. высокая фетровая шляпа.

ТУРНЮР (фр.) – пышная сзади юбка на каркасе, характерная для женской одежды 80-х гг. 19 в. Эффект достигался с помощью специальной подушечки (она также называлась турнюр), которая подкладывалась под платье сзади ниже талии, на особой формы каркас из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Турнюр пришел на смену кринолину.

ТУФ (фр.) – в 17 в. прическа с короткой челкой из естественных волос, недлинные волосы на висках завивали.

ТУФЛИ (нем.) – легкая мужская и женская обувь.

ТЭМ, или ТОМ – традиционный шотландский берет из шерсти, с узким околышем, широким круглым плоским верхом; украшен помпоном, кисточкой или пером. Назван по имени героя одноименной поэмы Р. Бернса Тэма 0’Шентера.

ТЮБЕТЕЙКА (тюрк.) – круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена а Московской Руси в 15 – 17 вв.

Тюбетейка чустская – из черного сатина с белой вышивкой, например, у таджиков и узбеков.

ТЮЛЕЛЕЙ – на Руси оборка из тюля.

ТЮЛЬ (фр.) – легкая прозрачная сетчатая, гладкая или узорчатая ткань. Гладкий тюль используют для шитья и отделки женского белья, платьев; узорчатый -для декоративных целей. Производство гладкого тюля было открыто в Англии в 1768 г., а в 1809 г. тюль уже был широко распространен и производство его можно считать установившимся.

ТЮНИК, или ТЮНИКА (фр.) – верхняя часть двойной женской юбки; костюм танцовщиц в виде лифа и длинной пышной юбки из легкой упругой ткани.

ТЮРБАН (фр. < перс.) – мужской и женский головной убор в виде полотнища легкой, зачастую шелковой ткани, многократно обернутого вокруг головы, поверх волос (возможно, и поверх фески или тюбетейки}, иногда с украшениями (см. Чалма). Название пришло из персидского языка, и означало оно материал для вуали, которой персы повязывали голову. У них тюрбан заимствовали арабы и другие народы Ближнего Востока. В Европе появился во времена крестовых походов. В эпоху господства бургундской моды тюрбан носили при дворе и мужчины.и женщины. Затем, исчезнув на два века из европейской моды (17-18 вв.), тюрбан появился вновь в период египетского похода Наполеона и еще раз, позднее, – во время Второй мировой войны.

Сохранился как традиционный головной убор у народов Северной Африки, Индии, Передней и Средней Азии, Дальнего Востока.

ТЯГИЛЯЙ – в 15-17 вв. в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами.

Источник:

Читать далее