Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква Ш

ШАМАРР — верхняя одежда, разновидность гупелянда меньшего размера, открытый спереди, подбитый мехом, с большими рукавами, свободно висевшими вдоль пол.

ШАПЕРОН (от фр. chaperon) — 1) Капюшон с короткой пелериной, покрывающей плечи. 2) Короткое пальто с капюшоном.

ШАПОКЛЯК — складной цилиндр (с закрывающимся механизмом, изобретен в 1835 году). До 1914 года был принадлежностью бального туалета мужчин.

ШЕМИЗЕТКА — коротенькая манишка для прикрытия глубокого выреза на платье.

ШЛАФРОК — халат на вате и меху, покрытый хлопчатобумажной тканью, атласом или плюшем.

ШЛЕЙФ — удлиненный конец одеяний, волочащийся сзади по земле. Намеренно увеличивал и удлинял фигуру, делая ее более импозантной и возвышенной.

ШАГРЕНЬ (фр.) – мягкая шероховатая кожа, выделываемая из козьих, овечьих и других шкур, с особым рисунком; ткань с таким же рисунком.

ШАЛВАР, ШАЛВАРЫ – традиционные женские штаны у народов Кавказа (см. Шальвары).

ШАЛЬ (фр.< ар., перс.) – тканое или вязаное полотнище разного вида и размера, прикрывающее плечи. Первоначально полоса материи восточного происхождения, Еще в 15 в. в Кашмире делали тонкие шали из шерсти тибетских коз. Во времена Директории, после египетской компании Наполеона, кашемировые шали появились во Франции, и с легкой руки Жозефины Богарне, супруги Наполеона, которая была тогда законодательницей французских мод, кашемировая шаль постепенно вошла во всеобщее употребление не только во Франции, но и во всей Европе. Будущая императрица имела в своем гардеробе до 400 шалей и носила их на платьях, использовала как покрывала, делала подушки для своих собак. Дорогая кашемировая шаль оставалась в моде до коронации Луи-Филиппа, когда англичане пустили в продажу дешевую подделку под настоящую кашемировую шаль. В Индии эти шали и по сей день пользуются почетом.

ШАЛЬВАРЫ, ШАРОВАРЫ (перс.) – традиционная мужская и женская одежда у народов Востока; штаны, очень широкие в бедрах, часто со сборками на талии, сужающиеся к голени.

ШАМАР (фр.) – в 16 в. верхняя мужская распашная одежда с одним или двумя рукавами, скрепленная в нескольких местах драгоценными пряжками. Одежда типа казак.

ШАМШУРА – традиционный головной убор замужних женщин у народов Восточной Европы: род чепца нетвердой круглой или полукруглой основе, главным образом – под платок.

ШАНЖАН (фр.) – ткань из натурального или искусственного шелка с двухцветным переливчатым эффектом.

ШАП (фр.) – в 12 в. женский плащ с рукавами и капюшоном.

ШАПАН (каз., кар.) – тоже, что чапан.

ШАПЕРОН (фр.) – в 12 – 15 вв. род капюшона с длинным “хвостом”. Под шаперон надевали маленькую круглую шапку или шляпу с большими полями. В 14 в. так назывался головной убор в виде одного или двух длинных кусков ткани, уложенных вокруг головы подобно тюрбану, при этом концы спускались на плечи.

ШАПКА – общее название предмета одежды, покрывающего голову. Шапка на Руси была одна – и летом, и зимой, только на зиму ее обшивали мехом; верх иногда был вышит разными узорами, украшен нанизанным жемчугом или даже драгоценными камнями. Примером такой шапки может служить знаменитая шапка Мономаха (весом 2 фунта 20 золотников без соболя).

В 17 в. шапка в России приобрела громадные размеры в вышину.

Шапка горлатная – в15-17 вв. в Московской Руси парадный головной убор бояр (мужской, женский): высокий цилиндр, расширяющийся кверху, Шили его из горлышек пушных зверей: чернобурых лис, песцов, куниц, соболей; дно делали бархатным или парчовым.

ШАПО-БОННЭ, или БОННЭ (фр.) – богато декорированная дамская шляпка, вошедшая в моду в конце 18 в.; могла носиться с вуалью, которую завязывали под подбородком.

ШАПО-ДЕ-СУА (фр.) – в 13 в. женский головной убор типа венца, который надевали знатные женщины на узкую белую повязку, покрывающую лоб, прическу и подбородок.

ШАПО-ДЕ-ФЛЕР (фр.)-в 13 в. мужской головной убор в виде обруча, украшенного цветами.

ШАПО-КАПОТ (фр.) – в 19 в. шляпа с жесткими полями для вечерних прогулок; в Англии, а затем и в Европе, с полей спускали длинную вуаль, которая заканчивалась кружевом.

ШАПОКЛЯК (фр.) – мужской головной убор, появившийся в 30-х гг. 19 в, в Париже: складной цилиндр, имеющий специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу в продольном направлении; это было необходимо, так как мужчина должен был входить в гостиную со шляпой в руке. До 1914 г. был принадлежностью бального туалета. В помещении его носили сложенным, под мышкой.

ШАПОЧКА БАСКСКАЯ – традиционный головной убор басков, вошедший в мировую моду через Францию в 1928 г.: небольшого размера, из мягкой ткани, круглой формы.

ШАРВАЛИ – традиционные штаны у грузин (см. Шальвары).

ШАРЛАХ (нем,) – ткань и краска ярко-красного цвета; краску получали из насекомых определенного вида, из корней марены или из сандалового дерева. Применялась для парадной одежды.

ШАРЛИ – овечья шерсть высокого качества от саксонских мериносов, выращиваемых не на открытых пастбищах, а в закрытых помещениях. Имеет очень тонкое, длинное, однородное волокно чисто белого цвета. Оптовая цена раза в четыре выше, чем на обычную овечью шерсть. Названа по ферме Шарли близ Мельбурна (Австралия), где впервые получена эта шерсть.

ШАРМЕ3 (фр.) – плотное шелковое сукно.

ШАРОВАРЫ – см. Шапьвары.

ШАТЛЕН (фр.) – цепочка для украшений; специальная цепочка для часов. Шатлен 18 в, часто представлял собой богато украшенную орнаментами, драгоценными камнями, эмалями, резьбой цепочку, состоящую из широких звеньев.

ШАУБЕ (нем.) – верхняя мужская одежда первой половины 16 в., в Германии верхнюю часть рукавов делали громадным буфом. Одежда подобного покроя была распространена в большинстве стран Западной Европы этого времени.

ШЕВАЛЬЕ (фр.) – две узкие завитые ниточки усов на верхней губе. Расстояние между усами и носом выбрито. Носились с мушем, были модны в 17 в.

ШЕВИОТ (англ.) – мягкая, слегка ворсистая, гладкокрашенная ткань саржевого переплетения. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, хлопчатобумажный и штапельный шевиот. Идет на шитье мужских, женских и детских костюмов и пальто. Назван по горной местности в Шотландии.

ШЕВРЕТ (фр.) – кожа хромового дубления из шкур овец. Применяется для изготовления верха обуви, галантерейных изделий.

ШЕВРО (фр.) – мягкая кожа хромового дубления из шкур коз. Применяется для изготовления верха изящной обуви.

ШЕВРОН (фр.) – нашивка из галуна на рукаве форменной одежды, обычно в виде острого угла, для определения воинских званий и числа лет службы для сверхсрочников.

ШЕЛК – натуральный шелк получают из кокона тутового шелкопряда. Родиной его является Китай, где с 3 в. до н.э. до 4 в. сохранялся секрет его производства. В Европу поставляли только готовые ткани. По выражению китайцев, шелк блестит как золото и струится как вода. В 18 в. в моде были коричневые цвета различных оттенков, которые назывались, например, “блоха в молочной лихорадке”, цвет “молодой блохи”, “старой блохи”, “спинки блохи”, “брюшка блохи”. В середине 19 в. снова в моде шелк, но белого, нежно-розового и голубого цветов, – женщины в платьях из этого шелка напоминали “порхающие облака”.

В настоящее время производство щелка развито, в основном, во Франции, Англии. Швейцарии, Италии; кроме того, вырабатывается искусственный шелк, своим появлением он обязан французскому химику Шардонне, который приготовил его из коллодия, растворенного в эфире со спиртом.

ШЕМИ3 (фр.) – во времена раннего средневековья льняная рубашка.

ШЕМИЗЕТКА (фр.) – в 17 в. мужская небольшая мягкая куртка из тафты на подкладке; ее носили поверх рубашки из тонкого полотна. В 50-х гг. 19 в. -название вставки, закрывающей вырез лифа, в повседневных платьях имела крахмальный отложной воротничок; манишка.

ШЕМИЗЬЕ (фр.) – современная классическая блузка, ведущая свое происхождение от старинной мужской рубашки.

ШЕНИЛЬ (фр.) – в 17 в. часть утреннего костюма светских молодых людей. Это французское слово, равно как и одежда, попав в Россию, претерпело некоторые изменения и превратилось в шинель.

ШЕНС (фр.) – мужская верхняя рубашка франков, отделанная пестрой каймой или вышивкой. В 13 в. шенс превращается в шемиз.

ШЕРСТЯНКА – хлопчатобумажная ткань, вырабатывается комбинированными и узорчатыми ткацкими переплетениями; напоминает шерстяную ткань. Идет на шитье женских и детских платьев.

ШИНЕЛЬ (иск.фр.) – форменное пальто особого покроя со складкой на спине и хлястиком, распространившееся во второй половине 19 в.

Шинель николаевская – разновидность европейского пальто с пелериной в России: верхнее мужское платье с широким, до талии воротником в виде пелерины, – пользовалось популярностью в первой половине 19 в.

ШИНЬОН (фр.) – женская прическа из собранных на затылке волос (иногда накладных); накладные волосы.

ШИРИНКА – в старые времена на Руси шелковый платок, дополнение женского костюма; полотнище, отрезок целой ткани; полотенце, носовой платок, фата (часто шитая жемчугом, под ширинкой молодую везли к венцу); подвязной передник, без лифа; вставное полотнище, прошивка.

ШИТЬЕ ЛОСКУТНОЕ, или ПЕЧВОРК – один из традиционных видов народного творчества. У разных народов встречаются изделия, выполненные из лоскутков, сохранившиеся с давних пор и представляющие собой настоящие произведения искусства.

Издавна на Руси делали из кусочков ткани одеяла, коврики, но, как правило, сшивали их бессистемно, как придется. Со временем искусство это было забыто и вернулось к нам из-за океана под названием печворк. Оказалось, что, если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками. Но эта очень трудоемкая и кропотливая техника требует большой аккуратности и точности,

Квилт – в переводе с английского означает “стеганое одеяло”, и от печворка отличается тем, что непременно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку и подкладку. Настоящий квилт простегивается вручную.

ШИФОН (фр.) – легкая плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного переплетения. Хлопчатобумажный шифон используется, главным образом, для детского нательного белья, наволочек. Шелковый шифон идет на блузки, косынки, шарфики.

ШЛАФОР (голл.), или ШЛАФРОК (нем.) – удобная теплая домашняя мужская одежда, появившаяся в России в начале 18 в.; это широкий халат покроя кимоно, привезенный голландцами в Европу с Востока, Шился обычно из эффектных узорчатых тканей – штофа, атласа, парчи, камки, из красочной привозной набойки. Теплые шлафоры делали на меху или стегали на вате. Носили поверх камзола или рубашки. В нарядном шлафоре можно было даже принимать гостей.

Во Франции шлафор появился в 17 в. и как домашняя одежда заменил жюстокор.

ШЛЕЙФ (нем.) – удлиненный конец платья, один из самых элегантных элементов торжественного дамского туалета. Он придавал фигуре стройность, подчеркивал знатность. В период поздней готики его ввела в моду знаменитая красавица Агнесса Сорель (1422 – 1450).

В 18 в. шлейф на придворных платьях обычно состоял из отдельного куска ткани и крепился к плечам или талии. Длина шлейфа зависела от знатности особы, которая его носила. Самый большой шлейф был на коронационном туалете царицы Екатерины – его длина составляла около 70 м, ширина 7 м, несли его 50 пажей.

ШЛЯПА – это такой элемент одежды, “которого вид и названия меняются ежедневно”, – писал В. Даль.

Только в античные времена головной убор имел чисто практическое значение; им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это уже прежде всего украшение, и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разнообразные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями. Ношение их считалось обязательным, и даже в 19 в, говорили: “Если леди не при шляпке, -значит это не настоящая леди!”

Шляпа а-ля Веллингтон – двууголка (поля приплюснуты спереди и сзади), модная в начале 19 в. Названа по имени английского полководца.

Шляпа а-ля Гейнсборо – женская шляпа с широкими полями и низкой тульей, наподобие шляп, изображенных на портретах кисти Т. Гейнсборо (1727-1788).

Шляпа а-ля Рембрандт, а-ля Рубенс – широкополая фетровая шляпа, вошедшая в моду в 16 в., особенно в Нидерландах, названная так потому, что часто присутствует на картинах упомянутых художников.

Шляпа касторовая – шляпа из фетра (хотя и не всегда с бобровым волосом), или из кастора, модная в 18 в.

Шляпа “кибитка” – женский головной убор периода Реставрации: глубоко сидящий, с широкими прямыми полями, которые закрывали в профиль все лицо.

Шляпа ковбойская – широкополая шляпа скотоводов Дикого Запада, варианты которой появляются время от времени в мужской и женской моде.

Шляпа “монт-о-сьель” – в 17 в. во Франции женский головной убор на проволочном каркасе, который носили на высокой прическе.

Шляпа павлинья – мужской головной убор с узкими полями и высокой тульей в 14 -16 вв.; поля впереди расширяются, образуя надо лбом козырек. Шляпа украшалась большим количеством павлиньих перьев.

Шляпа поярковая – в России – шляпа из поярка, то есть из шерсти ягненка первой стрижки.

Шляпа “Энтони Иден” – черная фетровая шляпа, модная в 30-х гг. 20 в. Подобную шляпу носил тогда министр иностранных дел Э. Иден.

ШНУРКИ – в допуговичную эпоху служили для скрепления двух частей одежды, С появлением пуговиц щнурки не исчезли, особенно модны были в 16 в. Ландскнехты, например, скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее концы шнурков украсились металлическими наконечниками (в Испании – пунтас).

ШОЛИ – традиционная мужская одежда у афганцев: длинное хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду.

ШОРТЫ (англ.) – короткие брюки, которые женщины и мужчины носят в качестве спортивной (а подчас и просто модной) одежды.

ШОССЫ (фр.) – с 12 в. длинные, облегающие ногу чулки-штаны из ткани, часто из материи разного цвета. В 17 в. – см. Панталоны.

ШОТЛАНДКА – лёгкая пестротканая ткань саржевого переплетения с более или менее крупными клетками; вырабатывается шерстяная, хлопчатобумажная, полушелковая, шелковая, штапельная шотландка. Из шотландки всех видов шьют, в основном, юбки, женские и детские платья, мужские верхние рубашки.

ШПИЛЬКИ – на ранней стадии бронзового века использовались для скрепления одежды; их делали из рогов, обломков костей и т.п. Позднее их стали употреблять для сохранения женской прически, а как украшение они вошли не только в дамскую, но и в мужскую моду.

ШТИБЛЕТЫ (нем.) – в конце 18 в. в России название суконных, на подкладке, реже – кожаных, голенищ на крючках или пуговицах, гетры. Позже так стали называть мужские ботинки на шнурках.

ШТОФ (нем.) – плотная одноцветная ткань с крупным узором. Используется для портьер, обивки мебели, шитья шлафроков.

ШТРИПКИ (нем.) – петли, пришитые к брюкам, рейтузам, к разного рода накладным голенищам.

ШУБА – верхняя распашная мужская и женская одежда из меха или на меху, свободного покроя. Была известна еще в Древней Руси.

Шуба венгерская – длинная меховая накидка.

Шуба польская – с узким воротником, имела просторные рукава с меховыми обшлагами.

Шуба русская – была предметом гордости в Московской Руси; в ней оставались даже в комнате при гостях. Шилась только мехом внутрь, сверху покрывалась различными тканями, была массивной и длинной, спереди завязывалась шнурками. Рукава спускались почти до пола, спереди до локтя они имели прорези для продевания рук; большой отложной воротник и манжеты были меховые.

Шуба турская – в 15 – 17 вв. в Московской Руси парадная одежда, носилась обычно внакидку. Была длинной со сравнительно короткими и широкими рукавами.

ШУГАЙ – в 15 – 17 вв. в Московской Руси короткая женская верхняя одежда с отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой.

ШУШУН – в Московской Руси длинный женский сарафан, без сборок, расклешенный в подоле за счет клиньев, с фальшивыми рукавами.

Источник:

Читать далее