Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква Ч

ЧАДРА (тюрк.) – на Востоке легкое покрывало белого, синего, реже черного цвета, в которое закутываются с головы до ног женщины-мусульманки при выходе из дома, оставляя лишь просвет для глаз.

ЧАДЫР (тюрк.) – традиционная женская одежда у белуджей: покрывало из светлого ситца, выкроенное полукругом, доходящее до земли.

ЧАЛМА (тюрк.) – у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Форма и цвет чалмы указывает на этническую, социальную, культовую принадлежность владельца. Существует около тысячи видов этого убора в зависимости от длины ткани, цвета, способа наматывания. В прошлом чалма считалась обязательной для мусульманина, так как ее носил сам Мухаммед.

ЧАРКИ, ЧАРЫ – традиционная мужская и женская обувь Сибири; башмаки с суконной опушкой типа бахил.

ЧАРШАФ – род чадры у турчанок.

ЧАРЫКИ – традиционная обувь типа постолов у народов Средней Азии, Турции: сапоги на толстой подошве, которую кроили шире и длиннее ступни, загибали наверх и прошивали. Голенища кроили отдельно.

ЧАСЫ – первые небольшие часы для индивидуального пользования появились в Европе в 16 в. В начале 16 в. Петр Генлейн из Нюрнберга изготовил несколько часов с использованием в их механизме ходовой пружины. Очень скоро такие часы стали изготавливать во многих городах Европы.

Во второй половине 16 в. были созданы миниатюрные “карманные” часы, которые носили подвешенными на цепочке на шее.

Первые экземпляры часов имели только одну стрелку – часовую. Время обозначалось на циферблате римскими цифрами. Циферблат закрывался крышкой, иногда ее делали резной, и тогда сквозь прорези можно было видеть движение стрелки.

После 1650 г, в часах появляется минутная стрелка, а на циферблате – второй ряд цифр, арабских, для обозначения минут. Во второй половине 19 в. появляется секундная стрелка. В течение 16 – 17 вв. часто меняется форма часов: их делают восьмиугольными, квадратными, овальными, в виде книг, крестов, бутонов цветков, фигурок животных. Брат Людовика XIV заказал себе даже маленькие часы-пуговицы, а ведь для камзола и жилета их требовалось от 30 до 70 штук на каждый.

Часы стали украшением костюма, это была совместная работа часовщиков и ювелиров, настоящее произведение искусства. Они украшались эмалями, драгоценными камнями, жемчугом, орнаментами из золота.

С 30-х гг. 18 в, часы стали носить на шатлене, с помощью крючка шатлен крепили к поясу одежды. Часовой футляр и шатлен изготавливали из одного и того же материала и украшали одинаковыми рисунками.

В последней четверти 18 в. модными стали часы-театр. Их выполняли французские и швейцарские мастера, Когда внутри часов звучала музыка, пары начинали вальсировать, а фигурки дирижера и арфистки двигать руками.

Во второй половине 18 в. стали изготавливать плоские часы. В течение 19 в. их заводили уже не ключом, а специальной головкой.

С начала своего существования часы, как и другие аксессуары, по своему виду и украшению должны были соответствовать стилю той эпохи, в которой они были сделаны.

ЧАПАН (кирг.), ЧАПОН (тадж.) – традиционная мужская распашная одежда у народов Средней Азии; азям.крестьянский верхний кафтан на Руси.

ЧАРРО – так называемый “костюм всадника” в Мексике: узкие черные кожаные брюки, сапоги с высокими каблуками, белая рубаха с черным галстуком, короткая куртка с серебряными пуговицами и шнурами, большая шляпа с богатой вышивкой. Одежда, ставшая широко известной благодаря фильмам о Зорро.

ЧАЧВАН (иск.перс.) – в мусульманских странах черная сетка из конского волоса, которая прикрывала лицо и грудь при ношении паранджи. У народов Западного Ирана известна с 15 в. В быт народов Средней Азии эта сетка вошла с 18 в.; там прижилось также неискаженное персидское название сетки – чашмбанд.

ЧАШМБАНД (перс.) – название чачвана, бытовавшее у некоторых народов Средней Азии (например, у таджиков): сетка, обшитая со всех сторон полосой ткани, обычно черного цвета, отделанная ручной вышивкой или вышитым на машине орнаментом; могла украшаться голубыми фарфоровыми бусинками, которые нанизывались на волосинки в процессе плетения сетки.

ЧЕБОТЫ, ЧОБОТЫ – на Руси – сапоги; мужские и женские высокие, до щиколоток башмаки; женские коты.

ЧЕГЕДЕК (алт.), ЦЭГДЭК (бур.) – традиционная верхняя одежда замужних женщин в Южной Сибири: длиннополая нарядная безрукавка, надевается поверх шубы.

ЧЕКМЕНЬ, ЧИКМЕНЬ (тюрк.) – традиционная верхняя мужская одежда: у народов Кавказа – суконный полукафтан в талию со сборками сзади; у народов Средней Азии и Южной Сибири – суконный халат; на Руси – крестьянский кафтан, обычно исподний.

ЧЕПЕЦ – женский головной убор, появившийся в средние века и получивший широкое распространение. Характерная черта моды 15-16 вв. – огромное разнообразие форм: в виде венца, башни, на проволочном каркасе, целиком закрывающие волосы или закрывающие только темя и т.п. Как модный женский головной убор, существовал до 17 в, (хотя время от времени вновь привлекал внимание дам; так, около 1840 г, во Франции чепец был в большой моде и его носили при всяких туалетах); как деталь национального костюма, у некоторых народов сохраняется и поныне.

Чепец а-ля Мария Стюарт – чепец с выступающим на лоб углом; назван в честь шотландской королевы (1542-1587 гг.).

Чепец в виде “паруса” – модный головнойубор 15в. (См. Эннвн.)

ЧЕПКЕН – верхняя стеганая мужская одежда типа халата у некоторых народов Средней Азии (например, киргизов). В некоторых местах ее шили на теплой подкладке и с глубоким запахом.

ЧЕРЕВИКИ, ЧЕРЕВИЧКИ – древнерусское название кожаной обуви. В юго-западных областях России, на Украине – это кожаные, обычно цветные, башмаки с острым носом, на каблуках (главным образом женские). На севере России – это старинные праздничные женские башмаки.

ЧЕРКЕСКА – русское название распашной верхней суконной мужской одежды у народов Кавказа: в талию, ниже колен, со сборами, без воротника, с треугольным вырезом на груди; рукава широкие, полы – с боковыми разрезами, могут закладываться за пояс; подпоясывается ремнем. На груди, с обеих сторон, нашиты газыри.

Существовали местные варианты: у черкесов – это была длинная одежда, у абхазцев – короткая и т.п. Вместе с другими частями одежды вошла в быт кубанских и терских казаков.

ЧЕСТЕРФИЛД (англ.) – длинное мужское пальто с бархатным воротником и потайной застежкой, обычно черного цвета. Названо по имени графа Честерфилда.

ЧЕСУЧА (кит.) – плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеет желтовато-песочный цвет, вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта – туссора. Идет на шитье мужских и женских летних костюмов, мужских вечерних рубашек. Так же называется простая хлопчатобумажная ткань для мужских рубашек, женских и детских платьев.

ЧИНТС, или АНГЛИЙСКИЙ СИТЕЦ – набивная хлопчатобумажная декоративная ткань полотняного переплетения с рисунком на светлом фоне, с глянцевой отделкой лицевой стороны. В 19 в. вощеный английский ситец использовался для отделки апартаментов – стенные панели, драпировки, мебельная обивка. Поверхность, обработанная воском, позволяла производить влажную уборку, а яркий цветочный узор делал комнаты нарядными. В настоящее время чинтс также используется для декоративных целей.

ЧИТЕК – полусапожки из мягкой кожи у татар.

ЧИХТА – деталь грузинского женского головного убора: картонный ободок, обшитый бархатом, к которому крепились лвчаки и багдади. (см. илл. к Катиби.)

ЧОГОРИ – традиционная короткая кофта с длинными узкими рукавами у кореянок.

ЧОКОИ – традиционная обувь в виде чулок, обычно из телячьей кожи, с загнутыми кверху носками, у туркмен; кроилась из одного куска. Верхняя часть доходила до колен (или ниже) и сшивалась не до конца, закрепляясь у щиколотки кожаными ремешками. Раньше их носили пастухи и табунщики. Орусчокои – сапоги из войлока, иногда для прочности обшивались кожей.

ЧОЛИ – женская короткая кофта, надеваемая под сари.

ЧОЛПУ – старинное женское украшение для кос из подвесок, серебряных монеток, прикрепленных к треугольной серебряной пластинке. Его носили на Тянь-Шане, в Чуйской долине, близ озера Иссык-Куль и в некоторых других районах.

ЧОХА, ЧУХА (тюрк.) – старинная верхняя мужская одежда типа черкески у народов Кавказа: приталенная, обычно из шерстяной ткани, у грузин надевалась поверх ахалохи. В отличие от черкески чоха имеет стоячий воротник, длину – до колен, рукава – до локтя, с разрезами. Вместо ремня подпоясывается кушаком. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин.

ЧУБА – традиционная мужская и женская распашная одежда тибетцев: длинный халат с высоким воротником и длинными рукавами, летом – из ткани, зимой – из овчины.

ЧУВЯКИ, ЧЕВЯКИ (тюрк.) – мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Кавказа и Передней Азии.

ЧУГА – старинный русский мужской и женский кафтан для путешествий и верховой езды: узкий, с рукавами по локоть, подпоясанный кушаком, тесьмою; женскиечуги могли быть с длинными рукавами. На подоле делались боковые разрезы.

Шились чуги из бархата, объяри, атласа, камки, сукна; холодные – на дорогой подкладке с подпушкой из атласа, тафты; теплые – подбитые мехом соболя, куницы и т.п. Украшались кружевом, нашивками, образцами.

ЧУГУРМА, ШОГИРМЕ – мужская шапка из овчины у народов Средней Азии.

ЧУИКА – вид распашной одежды на Руси: длинный суконный кафтан с косым (халатным) воротником; армяк,

ЧУЛКИ – изделия машинной или ручной вязки (первоначально шитые), надеваемые на ноги и заходящие за колено.

В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В 5 в. вязание процветает на Востоке и примерно в 9 в, попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

Чулки были необходимым предметом одежды, в 77 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом.

ЧУЛЬО – традиционный головной убор у индейцев Андского нагорья: шерстяной вязаный шлем, очень красочный, украшенный орнаментом.

ЧУНИ – пеньковые веревочные лапти.

ЧУХТА – традиционный женский головной убор у народов Кавказа; существовало множество разновидностей: рогатаячухта, чухтатиндалок с двумя парами височных колец, чухта полукруглой формы с чепцом, набитым шерстью, и др. В конце 19 в. обычно носили мешкообразную чухту.

ЧХИМА – традиционная широкая юбка у женщин Кореи, подвязываемая на груди широким кушаком.

Источник: Русанов Владислав Адольфович «Энциклопедия старинной одежды»

Читать далее