Словарь одежды 

Cловарь одежды. Буква А

АГРАФ — первоначально пряжка для скрепления отдельных частей костюма, позднее для украшения причесок, шляп, костюма.

АППЛИКАЦИЯ — украшение, изготовленное из материи, кожи и т.п. и нашитое на одежду.

АБА (ар.) – мужская распашная одежда на Ближнем Востоке: длинный плащ из верблюжьей шерсти с отверстиями для рук. Характерен для одежды бедуинов, служит также постелью и сумой.

АГРАМАНТ (фр.) – в старину плетенье из шнура для отделки платья, занавесей и пр.

АГРАФ (фр., нем.) – нарядная застежка или пряжка на одежде (главным образом, на отвороте шейного выреза), пришедшая на смену фибулам. В 13 в. преобладали, в основном, золотые аграфы с драгоценными камнями, в виде цветов, ключей, пронзенных сердец, венков из листьев и т п. В 14 в это, большей частью, серебро с эмалью. Представляют большой интерес аграфы бургундских ювелиров начала 15 в. – рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр., их было принято дарить фаворитам двора. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью.

В эпоху Возрождения роскошные застежки уступили место всевозможным подвескам, но в 17 в. интерес к ним просыпается вновь, – только они уже называются брошами.

АДАМАНТ (фр.) – в старину название алмаза, бриллианта.

АЗЯМ, ОЗЯМ (тюрк.) – в старину на Руси крестьянская верхняя летняя мужская и женская одежда в виде широкого длиннополого кафтана без сбор, с узкими рукавами, с пуговицами и петлями для застегивания. Азям имел халатный покрой, шился из домотканого крестьянского сукна из армячины, верблюжьего сукна В некоторых губерниях так называлась теплая одежда, например, в Саратовской – это шуба из волчьего или лисьего меха, в Астраханской – овчинный тулуп.

АИШОН – традиционный женский головной убор у удмуртов высокий конусовидный колпак на твердой кожаной или берестяной основе, украшенный монетами и разными подвесками, род кики, сороки.

АКСАМИТ (нем.) – старинное название бархата, бархатной или атласной парчи в 15 в. на Руси наволок с золотыми узорами, из которого шилась нарядная одежда, в 18 в. ткань употреблялась для украшений.

АКСАМИТКА – в старину детская шапочка с бархатной подкладкой.

АКСЕЛЬБАНТ (нем.) – сплетенный из золота, серебра или цветной нити шнур с металлическими наконечниками. В некоторых армиях (в том числе и в русской) и в жандармерии принадлежность формы генералов, штабных офицеров, адъютантов шнуры пристегиваются к правому плечу под погон на мундире В России – деталь парадной формы.

АЛЬПАРГАТАС – традиционная крестьянская обувь у венесуэльцев: плетеные сандалии.

АМАЗОНКА (гр.) – женское длинное платье специального покроя для верховой езды. До Екатерины Медичи (1519-1589) всадницы не носили особых платьев, – она первая надела мужские штаны, чтобы ездить верхом Позднее поверх штанов стали надевать длинные юбки, а в 17 в к наряду добавили камзол Во второй половине 18 в амазонка представляла собой длинное батистовое платье с коротким жакетом и небольшой шапочкой В 19 в это уже элегантное платье с широкой юбкой, шляпка типа мужского цилиндра, с вуалью Современный дамский костюм для верховой езды сделан по образу и подобию мужского.

АНАКСАРИДЕС (гр.) – в 5 в. до н.э. в Древней Персии – штаны из меха (мехом внутрь).

АНГОРА – гладкая тонкая легкая пряжа из шерсти ангорских кроликов – еще нежнее, чем шелк.

АНДАРАК – юбка из шерстяной многоцветной ткани, в разноцветную клетку или с вертикальными либо горизонтальными полосами, подчас с пришитым к ней лифом Распространена в Белоруссии и западных районах России.

АНОРАК (эск.) – традиционная эскимосская глухая одежда, защищающая от мороза, в настоящее время – водонепроницаемая теплая куртка с капюшоном (глухого покроя, первоначально использовалась для работы в Арктике) или плащ на утепленной подкладке, с застежкой, кушаком, кокеткой. Летний вариант – куртка глухого покроя или на молнии, обычно с капюшоном, с карманом-кенгуру, по низу рукавов и куртки проходит шнурок или резинка.

АНТУКА (фр.) – название зонтика от солнца и дождя около 1870 г.

АПАШ (фр.) – рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен Первой мировой войны до 20-х годов 20 в Воротник свободно лежал на плечах и груди, оставляя открытой шею, – считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.

АППЛИКЕ (фр.) – в старину – накладное серебро, или металлические изделия, покрытые тонким слоем серебра.

АППРЕТ (фр.) – вещества (крахмал, жиры и др.), наносимые при отделке на ткань, трикотаж с целью придания им требуемых свойств: несминаемости, безусадочности и т.д.

АППРЕТИРОВАНИЕ, или АППРЕТУРА (фр.) – одна из заключительных операций при отделке материалов, состоящая в обработке этих материалов аппретами.

АРАКЧИН – традиционный персидский мужской головной убор: шапочка типа тюбетейки, поверх нее надевается чалма. Аракчин встречается также у народов Средней Азии, например, у таджиков – без подкладки, отороченный по краю белой фестончатой полоской, носили его, главным образом, пожилые ~ под тюбетейкой или шапкой, или как домашний головной убор.

АРМЮР (фр.) – в ткацком производстве вид переплетений с мелкоузорчатыми ткаными рисунками, Используется в платках, скатертях, одежных тканях и пр.

АРМЯК – в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, без сбор, с рукавами вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в Олонецкой – это чуйка, в Казанской – азям имел узкий шалевый воротник который был отделан другим материалом, чаще плисом в Псковской губернии армяк имел воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко

АРХАЛУК (тюрк.) -традиционная мужская и женская распашная одежда у народов Кавказа приталенная, с глубоким вырезом на груди, у мужчин -длиннополая, у женщин – короткая На Руси – одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки, стеганка, род домашнего чекменя.

ATЕВ (егип. – гр.) – двойная корона, украшенная символами Египта-коршуном и змеей (уреем). Как знак власти фараона, существовала уже в 30 в. до н.э.

АТЛАС (ар.) – плотная шелковая или полушелковая мягкая ткань, лицевая сторона которой имеет гладкую блестящую поверхность, создаваемую особым переплетением нитей Идет на изготовление нарядной женской одежды, верха ватных одеял и др. Атлас известен со времен средневековья. В 17 в. его изготавливали обычно без рисунка, спокойных полутонов (светло-липового, бледно-розового, зеленовато-серого).

АТТИФЭ (фр.) – женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и драгоценностями. В 16 в. вошла в моду во Франции, в 40-х годах 16 в проникла в Англию.

ATУР (фр.) – в 15 в. в Италии женский головной убор, состоящий из высокой цилиндрической шапочки, на которую сверху наброшен кусок цветной ткани Спереди он прикреплен к шапочке в виде латинской буквы U, сзади спускается свободными складками.

АФФИШ, АФИШ (фр.) – специальная большая брошь, обычно круглой формы, которой застегивали длинный вертикальный разрез на сюрко.

АХАЛОХИ, АХАЛУХИ – верхняя мужская одежда в Грузии, деталь национального костюма распашная, бумажная или шелковая, обычно темных цветов, опоясывалась узким ременным поясом с серебряной чеканкой. Поверх нее надевалась чоха.

Источник:

Читать далее